Основатель магазина «Сахарок» рассказывает, как она с нуля построила бизнес по продаже дизайнерских ювелирных украшений без кредитов и инвестиций
Светлана Ефремова росла в маленьком сибирском городке, мечтая о собственном бизнесе в Москве. Переехав в столицу и получив высшее образование, она два года проработала журналистом и пиар-менеджером. В 2014 году она решилась на открытие своего магазина, скопив всего 30 тысяч рублей. На эти деньги она заказала в интернете дизайнерские украшения из Нью-Йорка и Гонконга — их сразу же раскупили знакомые. Спустя полгода появился первый шоурум с украшениями российских дизайнеров.
Сейчас Ефремовой 31 год, а мультибрендовый магазин «Сахарок» приносит ей миллионы. В сети из трех офлайн-магазинов представлены изделия 35 различных брендов, а также собственные коллекции Ефремовой. В интервью BFM.ru она рассказала, как встречалась с первыми покупателями в метро, почему не стоит смешивать дружбу и работу, и поделилась планами на будущее.
Первую партию раскупили за несколько часов. Люди, которые были на меня подписаны, начали писать в личные сообщения и просить отложить им товар. У меня сразу прошел страх, потому что я встала перед необходимостью справиться с обработкой этого количества заказов. Я же была одна, мне нужно было всем отвечать, рассказывать про размер, материал, со всеми встречаться.
Тогда я жила на «Братиславской». Дорога в центр и обратно занимала полтора часа. Помню, что в первый день я осталась у подруги, которая жила ближе к центру, и провела у нее две недели, потому что у меня не было ни времени, ни сил ездить домой. Мои постоянные клиенты, которые до сих пор покупают украшения в «Сахарке», часто вспоминают, как встречались со мной в метро. Я была курьером, эсэмэмщиком, обработчиком заказов, продавцом, байером, гендиректором в одном лице.
Объем проблем на этапе первого года и сейчас — это совсем разные вещи. Сейчас их гораздо больше, они гораздо суровее. Но я, будучи той девочкой пять лет назад, не смогла бы освоить те ситуации, которые возникают у меня сейчас. Когда люди без опыта сразу вкладывают большие инвестиции, быстро сталкиваются с проблемами, которые передо мной возникли только сейчас, когда я уже понимаю рынок. Конечно, тут сложно не сломаться. Мы четыре года участвовали в фестивале «Ламбада-маркет», и я ему безумно благодарна, потому что он сильно повлиял на нашу узнаваемость. Потом мы просто поддерживали через этот фестиваль коммуникацию с клиентами, которые не доходят до магазина. Сейчас мы перестали в нем участвовать, потому что я чувствую все меньше отдачи.
Спустя восемь месяцев с момента запуска магазина я была на последнем издыхании. Все это время я жила в очень жестком режиме: работала с шести утра до десяти вечера. Так прошло восемь месяцев, я ни разу не отдыхала, не ездила в отпуск, не брала выходных. У меня было сильное выгорание. В какой-то момент я позвонила подруге и сказала: «Я больше не могу, у меня нет физических сил даже разговаривать». Это очень распространенная ошибка: когда работаешь без перерыва, тебе рано или поздно придется это каким-то образом восполнять. Такой режим сильно подорвал мое здоровье, я до сих пор чувствую последствия.
В этот момент я поняла, что мне надо искать ассистента. Как только человек нашелся, я сразу улетела отдыхать. А еще через несколько месяцев, уже в феврале, мы запустили онлайн-магазин. Это было недорого — я платила за хостинг около семи тысяч рублей в месяц. Мы сделали профессиональные фото, я наняла еще одну девушку, которая занималась только сайтом. В тот момент я поняла, что команда — это здорово. Сотрудников я находила через Instagram и до сих пор пользуюсь этим инструментом. Я руководствовалась тем, насколько мне комфортно общаться с человеком и насколько мы на одной волне. У меня не было HR-знаний, критериев, по которым я могла бы оценивать сотрудников. Конечно, я совершала много ошибок, недостаток опыта сказывался и в отношении людей, это нормально.
Я всегда выбирала в «Сахарок» только то, что мне самой нравится, и до сих пор я самостоятельно подбираю ассортимент магазина. В самом начале мы работали без договора, а сейчас работаем по договору комиссии. С дизайнерами у нас одинаковая цена — это принципиальное условие: покупают ли у нас или у них напрямую — цена будет одинаковая.
Я каждый день смотрю аналитику, копаюсь в ней с маркетологом. Для меня сейчас онлайн — это отдельный проект, который очень хорошо развивается, и я делаю на него ставку. Я подумала, что раз так много вкладываю в эту платформу, надо ее использовать не только как площадку для ювелирных изделий. Сейчас мы продаем там парфюмерию, свечи, благовония, две марки дизайнерской косметики — все, что может понравиться нашей целевой аудитории. Скоро запустим новый продукт. Какой — пока держу в секрете.
У вас со временем появилась своя коллекция. Вы открыли свое производство?
Я всегда знала, что буду запускать свою марку, потому что хорошо чувствую, что из украшений будет продаваться. Когда дизайнеры раньше показывали мне свои украшения, я советовала: вот здесь замочек надо заменить, здесь цепочку сделать тоньше, здесь подлиннее. У меня всегда есть понимание, что надо сделать, чтобы это продавалось. Было бы странно, если бы я не использовала это для себя.
Почему я запустила собственную марку только спустя три года? Потому что нужны были деньги на это. И деньги немалые — не хотелось делать по пять колечек одного дизайна. Я хотела сразу делать по 100-200 украшений. Так и получилось. В первый месяц продаж мы даже не сделали официальный запуск. Не рассказали про себя никому из прессы, не сделали съемку — не было на это времени и сил. Тем не менее объем продаж нашей собственной марки в первый же месяц в три раза превысил все самые высокие продажи других брендов.
Второе направление — более сложное. Это коллекции Childhood и Emphasis, для создания которых я приглашала дизайнера. Это яркие крупные украшения с жемчугом замысловатых форм.
И сейчас мы делаем то, к чему я давно готова: запускаем украшения из золота. Я очень хочу этим заниматься. До этого все было из серебра, но проект развивается параллельно со мной, и спустя пять лет я уже не та девочка, которая на 30 тысяч рублей запустила магазин. Мне хочется самой носить золото, бриллианты. А так как весь «Сахарок» — это моя самореализация, конечно, там должно быть золото, потому что это мне интересно.
Когда мы думаем, что мир огромный, ресурсов много и нам всем хватит, это классная конкуренция — тогда мы развиваемся параллельно, совершенствуемся и делаем классный продукт. Но есть другая конкуренция, где люди верят, что, чтобы преуспеть, обязательно нужно забрать чужие наработки: продавцов, менеджеров, товароведа. Или сделать какую-то подлость. Я узнала еще и такую сторону и с этим пока не смирилась. Но твердо верю: люди, которые живут с убеждением, что ресурсы ограничены, что в мире всего мало и всем хорошего не достанется, настоящего успеха никогда не добиваются.
Свежие комментарии