На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 806 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    Пороть имеет смысел, покуда помещается поперёк лавки...Российские школьн...
  • Олег Самойлов
    Идиотов переделать невозможно. Что родители до ТРЁХ лет заложили, то и останется уже на всю жизнь...Российские школьн...
  • александр александров
    Если "Циркон" сбили..то вспышку на солнце сбить раз плюнуть..☝️🤣Украинские СМИ: в...

Пускать или не пускать оппозиционеров на выборы в Мосгордуму? Комментарий Георгия Бовта

«Россия исторически мечется между двумя крайностями. Одни говорят, что, мол, дайте народу неограниченное право волеизъявляться. Другие указывают на отечественный исторический опыт, когда необузданная народная воля приводила к большим бедам и даже к катастрофам», — считает политолог

Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов призвал всех кандидатов на выборы в Мосгордуму бороться до конца в рамках правового поля. Итоговое решение о регистрации кандидатов для участия в выборах будет принято на заседании окружной избирательной комиссии 16 июля.

«Тем, кому откажут в регистрации, есть законное право обращаться в суд и обжаловать решение окружной комиссии. Поэтому бороться надо до конца, в рамках правового поля», — сказал Горбунов на брифинге. Ранее было отказано в регистрации всем кандидатам-самовыдвиженцам из числа «несистемной оппозиции», включая соратницу Навального Любовь Соболь, Дмитрия Гудкова, Владимира Милова, Илью Яшина, а также представителя партии «Яблоко» Сергея Митрохина. Основная причина снятия — «недостоверные подписи». Для регистрации надо набрать 3% подписей избирателей округа, причем бракованными может быть не более 10%, а с большим «запасом» собирать подписи нельзя.

В Москве в воскресенье была проведена несогласованная акция протеста против нерегистрации оппозиционеров, собравшая несколько сотен человек. Всего на выборы выдвинулись 426 человек, они будут претендовать на 45 мест в Мосгордуме, голосование пройдет 8 сентября. Три парламентские партии не собирали подписи: КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. «Единая Россия» от партии не выдвинула ни одного кандидата, все они пойдут формально как якобы беспартийные «самовыдвиженцы». Как все это повлияет на выборы?

Московские выборы в большой мере задают текущий политический стиль и пределы гибкости в общении с теми, кого называют «несистемной оппозицией». Снятие с дистанции всех до единого «несистемных кандидатов», притом, что их было от силы полтора десятка, у многих может вызвать недоумение. Неужто попадание в Мосгордуму одного или двух из них рассматривалось как столь опасное покушение на основы, что их надо отсеять на дальних подступах к голосованию? Чем для некоторых поставить под сомнение легитимность выборов. Притом, что, например, соратницу Навального Любовь Соболь, которая до сих пор, как и ряд других отвергнутых оппозиционеров, никак особенно в заинтересованности именно в городской повестке замечена не была, было бы лучше, в том числе для самой власти, победить на выборах, чем снять до них. Другое дело — «яблочник» Сергей Митрохин, который не упускал ни одной «баррикады», чтобы не сразиться там с городскими чиновниками. Впрочем, и он на всех предыдущих выборах особо много голосов тоже не набирал.

С другой стороны, любой юрист скажет, что демократия — это, прежде всего, процедура. Процедура допуска до выборов предусматривает проверку подписей в поддержку кандидата по ряду параметров. Закон дает формальную возможность «зарубить» подпись, скажем, на основании заключения графолога, привлеченного избиркомом. Графолог ничего не обязан объяснять, а может просто сказать, что «ему кажется», что дата в подписном листе проставлена не самим избирателем, а кем-то еще, а это нарушение. Также могут обнаружиться несоответствия в паспортных данных подписантов. При сравнении баз данных ГАС «Выборы» и МВД. Это могут быть просто разные написания или сокращения одного и того же адреса, что бывает сплошь и рядом. А сами кандидаты к базе данных МВД допуска не имеют, чтобы проверить. Наконец, бывают просто ошибки сборщиков подписей, в том числе умышленные, чтобы «подставить» кандидата. И если кто-то из оппозиционеров решился идти на выборы всерьез, а не ради «хайпа», как теперь говорят, то он должен быть готов к тому, чтобы соответствовать всем этим правилам крючкотворства.

На практике снять за «неправильные подписи» при желании можно практически любого кандидата, поскольку всегда можно придраться как к оформлению подписных листов, так и к самим подписям. И даже приход в суд конкретных людей для подтверждения того, что они ставили подпись, ничего не дает. Так что допуск любого неугодного кандидата до выборов — это всегда политическое решение в восприятии многих обывателей.

Подобной нашей процедуре проверки подписей в поддержку кандидатов нет, пожалуй, нигде в мире. Но закон, повторим, именно таков. Его давно бы надо менять. И в пору цифровизации и электронного документооборота можно было бы ставить подписи хоть на московском портале «Активный гражданин», хоть на портале Госуслуг. Если уж в этом году будет проведен эксперимент с электронным голосованием на московских выборах, то почему бы не провести эксперимент с электронными подписями в поддержку кандидатов?

Однако в условиях, когда решение о допуске неугодных кандидатов становится всякий раз политическим, а не юридическим, неизменно возникает и вопрос о долгосрочных последствиях попадания таких людей даже в городской парламент. Ведь если они туда идут не для того, чтобы заниматься городскими проблемами, а для того, чтобы бузить по всякому поводу, то нужны они там? Но как это проверить, кроме как практикой?

Россия исторически мечется между двумя крайностями. Одни говорят, что, мол, дайте народу неограниченное право волеизъявляться. Другие указывают на отечественный исторический опыт, когда необузданная народная воля приводила к большим бедам и даже к катастрофам. И хотя бы из страха перед этими непредсказуемыми последствиями «бессмысленного и беспощадного русского бунта», пусть даже он сегодня будет оформлен в виде протестного голосования назло властям, всегда будет искушение эту народную волю чуток окоротить. Где тут истина? Она, мне кажется, точно не в подписных листах в пользу Любови Соболь и Ильи Яшина. А гораздо глубже. Ну и выше, конечно, чем уровень Мосгоризбиркома.

Акция в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму в галерее BFM.ru:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх