Росстат сообщает об ускорении инфляции и о росте цен в России

Ведомство связывает это с повышением НДС. Эксперты считают, что рост цен — это «следствие непродуманной политики предыдущих лет»

Годовая инфляция в России в январе ускорилась до 5%, а по отношению к декабрю цены выросли на 1%. Об этом сообщил Росстат. Для сравнения: в январе 2018 года инфляция составила 2,2% в годовом выражении, а в месячном — всего 0,3%.

Как отмечают в Росстате, ускорение роста инфляции связано с повышением НДС и индексацией тарифов. Подробнее о динамике роста говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «То, что рост цен сейчас опережает уровень изменения ставки НДС, является следствием тех событий, которые на самом деле развивались не в конце 2018 года, а в течение 2017-го и 2018 года.

Я говорю о том периоде, когда инфляция была аномально низкой. Два года в России инфляция была в диапазоне до четырех процентов. Так вот, семьдесят с лишним процентов коммерческих директоров номером один, проблемой своего развития назвали рост себестоимости производства продукции. В прошлом рост себестоимости можно было переложить на цену конечной продукции, то есть фактически на потребителя. При этом конечная цена реализации продукции не росла, потому что, с одной стороны, это сдерживали ретейлеры, которые не давали повышать цены ввиду конкуренции на рынке, а с другой стороны, рост цен не происходил в том числе потому, что не росли реальные доходы населения, то есть у потребителя не было достаточно экономических возможностей для покупки товаров по более высоким ценам. На мой взгляд, рост цен, который мы имеем в январе, — это следствие непродуманной политики предыдущих лет, когда искусственно и очень агрессивно сдерживался рост цен абсолютно непонятно зачем и непонятно для кого, потому что можно было спокойно опустить инфляцию на уровень ниже 10%. И по большому счету потребитель бы этого не замечал, а производители и поставщики продолжали бы активную работу и активное развитие».

Тот же Росстат отмечает, что цены на бензин в России в январе выросли на 0,8%, за год — почти на 10%. Какие товары подорожали, а какие почти не изменились в цене?

Александр Мышинский совладелец торгового дома «Реалъ» «Основные цены выросли скорее во второй половине января, потому что в большинстве сетей принят так называемый мораторий на повышение цен. Январь, февраль — это такой период, когда производители каждый год поднимают цены. В этом году наложилось еще повышение НДС. По проценту у каждого разное: кто-то только на НДС поднял, кто-то на 7%. Очень сильно вырос [процент] по кондитерке: у некоторых топовых производителей до 17%. Меньше всего отразилось на мясе, по каким-то категориям цены даже пошли вниз, но это скорее связано с сезоном».

Динамику цен с декабря по январь также проанализировали аналитики производителя онлайн-касс «Эвотор». Они использовали данные по чекам более чем с 50 тысяч терминалов по всей стране. В частности, эксперты отметили, что из всех товаров подешевели только хлеб и хлебные продукты (мука, макароны и крупы). Снижение составило 6%.

 

Зеркало экономики

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Сегодня обсудим итоги первых четырех месяцев года. К сожалению, погрузка, как и следовало ожидать, сократилась. Падение составило 4,3%. А если говорить об апреле, то падение составило почти 6% по сравнению с апрелем 2019 года. Сказывается общая эпидемиологическая обстановка в России и в мире и, соответственно, ее влияние, как на российскую, так и на мировую экономику.

Основной вклад в снижение погрузки внес самый массовый груз железных дорог — каменный уголь, минус 10% за четыре месяца. Тут виноват не только коронавирус и падение мировой потребности в энергетике, но и аномально теплая зима, определившая снижение спроса на твердое топливо со стороны предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Нефтеналивные грузы упали на 4,7%. В то же время уголь и нефтепродукты показали хороший рост отправки в адрес наших портов. О погрузке угля и нефтепродуктов в такой последовательности рассказывает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Отгрузка через морские гавани находится в плюсовой зоне. За четыре месяца было отгружено более 50 млн тонн, плюс 1,2% к 2019 году. Еще один крупный игрок среди грузов — нефть и нефтепродукты. Отставание практически на 5%. Но опять же плюс отгрузки через морские гавани — 3,4%. То, что творится на рынке нефти сегодня, отражается на рынке перевозки и нефтепродуктов. Сделать прогноз сейчас довольно сложно, поэтому пока фиксируем ситуацию в красной зоне.

Упали почти на 9% перевозки черных металлов. И это тоже легко объясняется падением мирового спроса. Для примера достаточно посмотреть на производство автомобилей, которое в начале года рухнуло. А Европа только-только открывает свои автозаводы. Но есть и лидеры грузоперевозок по железным дорогам, которые оказались в плюсе. В частности — строительные и другие грузы.

Положительными выглядят перевозки зерна, сохраняются в зеленой зоне, произошел серьезный прирост. Хорошо растут сегодня строительные грузы. Здесь только в апреле было отгружено десять млн тонн. А всего с начала года — практически 40 млн тонн, прирост составляет больше 4%. При этом мы видим, что перевозки цемента отстают. В основном идет потребление строительных грузов в виде щебня и инертных материалов.

Строительные грузы заслуживают чуть больше внимания. Эта отрасль открылась в России раньше других, а перерыв в ее работе был относительно небольшим. И не будем забывать, что строительство — это ключевой драйвер развития экономики. Так что четырехпроцентный рост этих грузов дает надежду. Еще одна положительная тенденция — рост перевозок в контейнерах, а это, как мы не раз замечали, — самый современный способ доставки грузов.

Планируется перевозить в контейнерах черные металлы, цветную руду, серное сырье. Большой прирост виден в сегментах картофеля, овощей, фруктов, остальных продовольственных продуктов. Здесь Российские железные дороги предоставили определенные тарифные преференции. В целом, в контейнерах было перевезено с начала года 17 млн тонн, это на 15% больше, чем годом ранее. Хорошо в контейнеры грузятся химикаты, прирост составил практически 33%, и лесные грузы.

И еще одна важная деталь. Несмотря на общее падение, в плюсе оказались перевозки наших товаров на экспорт. Мы уже упоминали про рост поставок угля и нефтепродуктов в адрес наших портов. Если посмотреть на цифры погрузки в основных морских воротах страны, то они выглядят весьма обнадеживающими. Экспорт и дальше будет поддерживать объем наших грузоперевозок по железным дорогам, полагает эксперт.

Перевозки на экспорт остаются в зеленой зоне и неплохо себя чувствуют. Так, мы видим, что в адрес российских портов погружено практически 28 млн тонн, что на 10% больше, чем в 2019 году. На Северо-Запад было отгружено на 7,5% больше, на Азово-Черноморский бассейн — на 18%, на Дальний Восток — на 8,8%. Поэтому, несмотря на такую негативную тенденцию в плане снижения грузов и тех прогнозов, которые мы сегодня видим, ситуация на экспортных направлениях довольно стабильная. Я думаю, что она будет поддерживать качественную часть в плане объемов перевозок.

Вернемся к контейнерам. Стоит заострить внимание на еще одной цифре. Такие перевозки в апреле по маршруту Китай-Европа-Китай выросли в 1,7 раза по сравнению с данными за апрель прошлого года. Это свидетельствует о том, что Азия постепенно приходит в себя после пандемии. Также начинает открываться и Европа. Будем надеяться на восстановление промышленности и ждать увеличения объемов грузоперевозок. Вскоре придут данные за май, заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

 

Минздрав решил не включать в статистику COVID-19 зараженных без жалоб. Это противоречит рекомендациям ВОЗ?

Рекомендацию министерства здравоохранения кодировать бессимптомные случаи коронавируса особым образом можно назвать нестандартной

Минздрав решил не включать в статистику случаев COVID-19 заболевших, у кого нет жалоб. Министерство выпустило соответствующие рекомендации.

Россия сейчас на третьем месте в мире по количеству заболевших коронавирусом. С начала пандемии в стране зарегистрированы 370 680 случаев заболевания.

Решение Минздрава России кодировать бессимптомные случаи коронавируса особым образом можно назвать нестандартным.

Как указано в методических рекомендациях министерства, «в случае выявления вируса при отсутствии жалоб, объективной и дополнительной информации данное состояние следует расценивать как носительство вируса и кодировать рубрикой Z22.8». Согласно документу, такие случаи в статистику заболеваемости и смертности не включаются.

Такой подход прямо противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Как указано в документе, доступном на сайте ВОЗ, пациенты с положительным тестом на COVID-19, у которых нет симптомов заболевания, должны кодироваться рубрикой U07.1 — так же как и другие подтвержденные носители вируса. Рубрика же Z22.8, которую предлагает использовать Минздрав, в актуальной версии Международной классификации болезней называется «Носитель других инфекционных заболеваний» и не рекомендована к использованию в условиях пандемии.

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх