На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 806 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр александров
    Если "Циркон" сбили..то вспышку на солнце сбить раз плюнуть..☝️🤣Украинские СМИ: в...
  • Татьяна Здоровцева
    Пусть отвечают по закону! За всё!Что ждет Crocus C...
  • Валентин Щербаков
    А в РОССИИ уверены, что за терактом в Подмосковье стоит Запад во главе с кровавым Вашингтоном и наглоскунским Лондоно...На Западе уверены...

«Кавказский Голунов»: «Я им сказал, что иначе меня бы убили»

Глава черкесской общественной организации «Хабзэ» Мартин Кочесоков в суде объяснил, почему признался в хранении наркотиков. Он рассказал о двух «вариантах», которые предложили ему сотрудники регионального Центра по противодействию экстремизму

Верховный суд Кабардино-Балкарии 24 июня приступил к рассмотрению вопроса о законности ареста сопредседателя Демократического конгресса народов России, руководителя черкесской общественной организации «Хабзэ» Мартина Кочесокова, обвиняемого в хранении более 260 граммов марихуаны. В суде Кочесоков, которое называют «кавказским Голуновым», рассказал, как сотрудники Центра по противодействию экстремизму подбросили ему наркотики, и объяснил, почему ранее вынужден был оговорить себя.

Уголовное дело гражданского активиста вызвало широкий резонанс на Кавказе. Оно встало в один ряд с делом корреспондента «Медузы» Ивана Голунова, а также главы чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева. Однако удаленность от федерального центра делает надежды на объективность расследования более туманными.

Задержание в безлюдном месте

Дело в отношении 30-летнего Кочесокова было возбуждено Следственным отделом отдела полиции по Лескенскому району КБР в 0:30 8 июня этого года, всего через двое суток после того, как в Москве стало известно о возбуждении уголовного дела против журналиста «Медузы» Ивана Голунова.

Кочесокову инкриминировали ч. 2 ст. 228 УК РФ — незаконное приобретение и хранение наркотиков в крупном размере, за которое ему грозит от трех до десяти лет лишения свободы. Это произошло после того, как днем 7 июня «Жигули» ехавшего с рыбалки от родственников активиста остановил наряд ДПС, а подоспевшие вскоре сотрудники Центра по противодействию экстремизму с бойцами СОБРа «Эльбрус» уложили водителя на землю. При обыске из левого кармана джинсов у него изъяли 4,7 грамма марихуаны (в высушенном виде), а под сиденьем в автомобиле нашли пакет с 263,4 грамма марихуаны.

Сразу же последовало признание: обвиняемый «вспомнил», что сорвал травку «примерно в 14:00 на окраине сельского поселения Урух в начале ноября 2018 года для личного употребления без цели сбыта», часть упаковал в пакет, высушил и возил все эти месяцы с собой. 9 июня Лескенский районный суд арестовал Кочесокова.

Причины «нелюбви» силовиков

Кочесоков вырос в семье школьных преподавателей, окончил исторический факультет КБГУ, является аспирантом НИИ Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований и пишет диссертацию на тему «Традиционные и современные проблемы самоорганизации адыгов (черкесов)». При этом его «трения» с властями хорошо известны. В сентябре 2018 года он попал в поле зрения правоохранителей, когда участвовал в урегулировании конфликта вблизи балкарского селения Кенделен. Конный поход в честь годовщины исторической битвы перерос в массовые беспорядки между балкарцами и кабардинцами на национальной почве и столкновения с полицией. Эксперты говорят, что именно они стали истинной причиной ухода со своего поста главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова.

По официальной версии, Коков перешел на работу в Москву, по мнению же политологов, лишился кресла из-за того, что не смог контролировать обстановку в республике. Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ — детище генерала Юрия Кокова, которому в 2008 году Владимир Путин поручил возглавить борьбу с экстремизмом на федеральном уровне, а позже назначил на пост главы региона, потому вовсе не удивительно, что именно сотрудники ЦПЭ задержали общественника.

«Нелюбовь» к деятельности Кочесокова со стороны местных силовиков усилило также его письмо, отправленное в мае 2018 года Владимиру Путину. В нем активист резко осудил поправки в закон «Об образовании», призванные перевести изучение национальных языков на добровольную основу. Мартин считал, что без государственного финансирования и обязательного обучения в школе их попросту забудут. Тон, каким было написано «сходившее» в Москву послание, возможно, расценили как оплеуху местным властям. Как предполагают местные жители, вероятно силовикам намекнули, что подобные «революционеры» нежелательны на Кавказе.

В Верховном суде Кабардино-Балкарии защита общественника просила отменить решение районного суда, а сам Кочесоков просил зачитать обращение, в котором заявил о своей невиновности. Фигурант рассказал о событиях, предшествовавших его задержанию, а также подробно поведал, как оно проходило и почему он вначале сознался в хранении наркотиков, которые никогда не употреблял.

Копия документа имеется в распоряжении Business FM. Из него следует, что просьбу успокоиться Кочесоков получил совсем незадолго до своего задержания — в конце весны 2019 года. «16 мая прошел круглый стол на тему федерализма в РФ, где я принимал участие. После этого ко мне домой пришел замглавы Баксанского района КБР — Анзор Ахобеков. Он сказал мне и моему отцу в присутствии других свидетелей, что мне необходимо снизить свою общественную активность. Иначе мне подбросят наркотики, закроют на 15 лет или вообще не найдут. Я согласился с этим и сказал, что ничего плохого делать не собирался», — рассказал Кочесоков. Однако 24 и 25 мая активист нарушил слово и поехал в Москву, где принял участие в круглом столе. По возвращении он дал интервью местным СМИ, а спустя несколько дней был задержан.

Кочесоков рассказал, как при задержании на безлюдной дороге сотрудники ЦПЭ «обмазали» ему лицо, голову, руки и одежду наркотиком. С его слов, они даже не пытались тайком подбросить пакетик с марихуаной ему в джинсы, а сделали это прямо у него на глазах.

«Два варианта»

«После этого один из сотрудников сказал мне: «У тебя два варианта, первый — ты продолжаешь лежать, и мы будем делать с тобой все, что захотим, либо ты сделаешь так, как мы скажем, и все пройдет «цивилизованно». Испугавшись за свою жизнь, понимая, на что способны эти люди, что при их желании меня действительно потом могут не найти, я согласился с ними и выбрал второй вариант. Они сказали, что я должен признать, что у меня есть наркотики в кармане и в машине, и заявить это при понятых. Мне обещали, что я отделаюсь легким испугом», — рассказал обвиняемый.

После этого оперативники показали, где лежит второй пакет, и заставили Кочесокова достать его из-под водительского сидения. «При этом на заднем сидении у меня находился пакет с пойманной рыбой вчера, который они даже не обследовали, — это говорит о том, что они четко знали, где лежит марихуана, а осмотр машины являлся формальностью», — продолжил арестованный.

В отделе полиции он подписал признание и был настолько запуган, что не решился сказать о подбросе наркотиков «бесплатному» адвокату, который появился лишь в самом конце, когда протокол допроса был написан. В суде во время ареста Кочесоков объяснил родным, почему признал вину: «Я им сказал, что иначе меня бы убили».

По словам общественника, угрозы в его адрес продолжились даже после того, как в СМИ и социальных сетях поднялась волна поддержки в его адрес. Сотрудник СИЗО Нальчика Таов Ислам отвел его в свой кабинет и сказал: «Если ты откажешься от признательных показаний, ты понимаешь, что у ЦПЭ есть тут большое влияние и они могут сделать так, что тебя переместят в самую худшую камеру, могут сделать с тобой все что угодно и добавить другие эпизоды уголовного дела», — передал арестованный содержание состоявшейся беседы. Он подчеркнул, что все признания он был вынужден сделать под давлением, из страха за свою жизнь.

Обвиняемый предупредил, что такие опасения у него сохраняются до сих пор, подчеркнув, что его никогда не посещали мысли о суициде. «Поэтому, если со мной что-то произойдет, это точно будет делом рук недобросовестных сотрудников правоохранительных органов», — сказал он, отметив, что никогда не употреблял наркотики.

Штатные понятые

Поддержать Мартина Кочесокова в Верховный суд 24 июня пришли свыше 200 человек, многие из которых надели майки с надписью: «Я/Мы Мартин Кочесоков». Но самый большой зал вместил не более полусотни зрителей.

Следователь и прокурор высказались в пользу сохранения ареста. Защита же требовала отменить заключение в СИЗО, говоря о фабрикации дела и предлагая в качестве альтернативы содержанию под стражей домашний арест.

«По нашему мнению, данная мера пресечения позволит фигуранту продолжать являться к следователю и разобраться в этом сложном и резонансном деле, которое всколыхнуло всю республику», — заявил Business FM защитник Кочесокова Руслан Закалюжный. Он подчеркнул, что защита будет настаивать на прекращении уголовного преследования активиста, по которому уже выявлен ряд серьезных нарушений.

«Так, оказалось, что участвовавшие в деле понятые являются штатными понятыми и ранее участвовали в трех аналогичных делах. А сотрудник ЦПЭ Мурад Гонов, выступивший инициатором уголовного преследования Кочесокова, до этого засветился в другом скандальном деле — главы общественной организации «Вольный аул» Аслана Иритова. Этого человека, у которого нет кистей обеих рук, обвинили в том, что он душил полицейского, а данный оперативник это подтверждал», — сказал адвокат.

Ожидается, что 25 мая участники процесса выступят с репликами, а подсудимый скажет последнее слово. После этого судья Валентина Хаткутова огласит свое решение.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх