На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 796 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    ...Предлагаю всем почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?". Она непритязательна и полифо...Тарантино отказал...
  • Валерий Василенко
    А что,  других тем уже не осталось, нужно снимать бесконечные ремейки?Новая «Гостья из ...
  • Александр
    Мы бережем жизни наших "мирных братьев"!Беспилотники снов...

За что боролись, на то и напоролись: как Россия избавилась от нефтяной зависимости. Комментарий Семена Новопрудского

«Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться». Российские чиновники и экономисты годами мечтали уменьшить зависимость экономики от нефти и газа. Сбылось. Российская экономика и рубль практически не заметили самого большого взлета нефтяных цен за 30 лет

«Нефтяное 11 сентября», как журналисты тут же окрестили атаку беспилотников, предположительно иранского производства, на два крупнейших нефтеперерабатывающих комплекса Саудовской Аравии в ночь на 14 сентября, вызвало на мировом нефтяном рынке настоящее цунами цен. В начале торгов 16 сентября фьючерсы марки Brent на пике подскочили почти до 72 долларов за баррель, что было на 19,6% дороже, чем при закрытии предыдущего торгового дня. Был установлен абсолютный мировой рекорд одномоментного роста цен за всю историю торгов фьючерсами на нефть марки Brent, которые ведутся с 1988 года.

Рубль на этом фоне незначительно укреплялся, но так и не пробил вниз отметки 64 за доллар и 70 за евро. А уже 17 сентября перешел к падению (или, точнее, корректировке ближе к реальности). То есть, когда нефть росла в цене на 20%, рубль не подорожал к доллару даже на 2. Можно ли предъявить более наглядное доказательство независимости курса российской валюты от нефтяных котировок?

Российский бюджет еще более независим от мировых цен на нефть, чем рубль. Казна, вопреки знаменитой фразе премьера «Денег нет, вы держитесь там», адресованной пенсионерам, буквально пухнет от дензнаков.

Федеральный бюджет РФ в январе — июле 2019 года, по оценке Минфина, был исполнен с профицитом в 3,4% ВВП, или 2,028 трлн рублей. По итогам января — августа, по предварительным оценкам, профицит может увеличиться до 3,7% ВВП. Причем пока уровень профицита вдвое превышает тот, который был установлен в законе о бюджете-2019: там этот показатель по итогам года прописан на уровне 1,7% ВВП. Такого гигантского превышения доходов над расходами у российского бюджета не было даже на пике экономического роста в «сытых нулевых», в 2006-2007 годах.

При этом даже самые большие оптимисты в правительстве не верят, что при таком избытке казенных денег российская экономика в 2019 году вырастет больше чем на 1,5%. Хотя в прошлогоднем майском указе президента была поставлена задача вывести темпы роста ВВП России на уровень выше мировых, пока глобальная экономика замедляется до 3% годового роста, российская не в состоянии добраться даже до 2%.

Действительно, расти экономике особо не на чем. Потребительский спрос не может быть фактором роста в стране, где шестой год подряд падают реальные доходы населения. В такой ситуации даже кредитный бум помогает людям в лучшем случае поддерживать текущий уровень потребления, но не увеличивать его. Инвестиции начали сокращаться и перестали быть фактором роста российской экономики еще в 2013 году, до начала войны санкций и затяжного периода снижения цен на нефть. В сегодняшнем бизнес-климате, похожем на вечную мерзлоту, долгосрочные инвестиции в производство не выживают: тут размножаются только инвестиции в ОФЗ, по которым российское государство точно заплатит покупателям гарантированную доходность.

Радикально нарастить экспорт нефти и газа Россия тоже не сможет. Нефти — потому что почти исчерпаны возможности наращивать добычу. Газа — потому что объемы поставок прописаны в долгосрочных контрактах, а найти новые рынки сбыта крайне сложно. России бы долю на главном для нее рынке ЕС сохранить.

Если экономика начинала замедляться еще тогда, когда баррель нефти стоил больше 100 долларов, нынешние 68 для нее просто пшик. Так что ура, товарищи! Мы теперь независимы от конъюнктуры нефтяных цен. Когда они растут с рекордной скоростью, как сейчас, российская экономика уверенно топчется на месте. Если они вдруг начнут резко падать (затяжных обвалов цен на нефтяном рынке, к слову, не было уже больше двух с половиной лет), экономика вряд ли столь же резко рухнет.

Стабильность это или застой, зависит от вашего отношения к жизни. Стакан наполовину полон или наполовину пуст. Вот только надеяться на то, что нефть станет топливом для прорыва России в новое качество жизни, радикально повысит уровень жизни, больше не приходится. Так что государству и гражданам предстоит искать другие виды «топлива» для ускорения экономической машины и пополнения кошельков, в которых до сих пор почти каждый второй рубль — от продажи нефти.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх