На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 797 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда
    Зачем пробовать мороженое, если можно взять деньгами!)😏Гособвинение запр...
  • Лидия Санникова
    Кант был подданным Российской империи. Похоронен в Калининграде. При чем здесь Шольц?Иммануил Кант — т...
  • Leonid PlиGin
    Что-то я не понял: а какие ограничения введены для любителей? И любителей кого? И в каком смысле - любителей?В ряде парков Мос...

Рэп от Киселева и худсоветы от Боярского. Что лучше: цензура или прокуратура?

После волны отмен концертов рэперов и других исполнителей, после шумихи вокруг недозволенного в текстах медийные персоны то призывают «не кошмарить» музыкантов, то предлагают вернуть цензуру. Можно ли установить рамки дозволенного в творчестве и кто будет судить?

В России не прекращают обсуждать границы дозволенного в творчестве. Идеи возникают самые разные. Ведущий «Вестей недели» на «России 1» Дмитрий Киселев призвал «не кошмарить рэперов», а актер Михаил Боярский сначала «Дождю», а потом и РИА Новости рассказал о пользе худсоветов.

По словам Боярского, «художественная распущенность» не идет на пользу государству, а с помощью цензуры можно бороться с «плохой музыкой, матом и дешевыми пьесами». Так что же лучше: цензура или прокуратура?

С одной стороны, сейчас прокуроры отменяют концерты по формальному признаку, причем по какому именно, понятно только им. Одним можно материться, другим нет. Одним про наркотики — пожалуйста, другим даже слово «бомжевать» нельзя использовать. Одному и тому же артисту в одном городе разрешают читать тексты о сексе и запрещенных веществах 12-летним детям, и ему же в другом городе отменяют тот же концерт, маркированный меткой 16+.

Люди в погонах не могут вникать в контекст, а члены худсоветов могут, если они правильно подобраны. Поэтому у идеи Боярского есть сторонники, но кто даст гарантии, что худсоветы будут состоять исключительно из безоговорочных авторитетов. К тому же есть риск, что с худсоветами вернется и практика соглашательства, а дальше и самоцензуры. Все это мы уже проходили, говорит режиссер Юрий Быков. По его словам, прокуратура в этом контексте кажется даже как-то честнее.

Юрий Быков режиссер «Прокуратура действует на основании законодательства, там к нему как угодно можно относится, но экспертиза все-таки напрямую зависит от этого законодательства. Худсовет — это часто субъективное суждение отдельных людей, а все люди разные, поэтому с точки зрения объективности эстетических взглядов и того, что хорошо, а что плохо в искусстве, худсовет — это мнение необъективное».

На практике объективность прокуратуры, к сожалению, тоже страдает. Идею Михаила Боярского о возвращении худсоветов комментирует театральный режиссер, профессор Российского университета театрального искусства Иосиф Райхельгауз:

Иосиф Райхельгауз режиссер, профессор Российского университета театрального искусства «Я согласен, чтобы мои произведения оценивали мои коллеги. Это уже происходит, например, в ГИТИСе, когда мои коллеги — Дмитрий Крымов, Сергей Женовач, Каменькович, Хейфец, профессора других мастерских — смотрят работы моих студентов, профессора Райхельгауза. Они могут говорить все, что считают нужным, я понимаю уровень моих коллег и принимаю все, что они говорят. Но как только мне начинает рассказывать про мою работу безграмотный чиновник, а их, к сожалению, большинство руководящих органов нашей культуры, то пусть они руководят антрепризой Боярского, на которую они смотрят сквозь пальцы».

Стоит отметить, что параллельно с идеей о худсоветах в публичном пространстве зазвучали и призывы дать творческим людям, напротив, больше свободы. И от кого! За тех же рэперов заступился Дмитрий Киселев. В своей итоговой программе он в течение 15 минут, как говорят сами представители жанра, «топил за культуру».

Киселев открыто критиковал отмену концертов Хаски в регионах, ни разу при этом даже полунамеком не сказав о том, что к этим запретам могли иметь отношения представители властей этих самых регионов или силовики федерального уровня. Получалось, что запреты возникали просто из воздуха. Зато, когда речь зашла о внезапном освобождении Хаски, Киселев прямым текстом сказал, что этому могли поспособствовать люди сверху. И напомнил об идее главы СВР Сергея Нарышкина о выдаче грантов правильным рэперам. Вообще, ведущий «Вестей недели» подошел к вопросу основательно, с полным погружением, рассказав, что предтечей рэпа в отечественной поэтической традиции был Владимир Маяковский. Киселев прочел речитативом отрывок из поэмы «Хорошо!»:

Судя по реакции в сети на выступление Киселева, можно смело предположить, что через худсовет, состоящий из рэперов и поклонников этой музыки, потенциальный бэнгер от Дмитрия Киселева не прошел бы.

 

Картина дня

наверх