В России снизилось производство в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях

Эксперты объясняют проседание невыполнением стратегий развития и общей нестабильностью экономической ситуации, которая тормозит инвестиции

В России просело производство в высокотехнологичных обрабатывающих секторах экономики. Причиной стал обвал выпуска гражданских и военных самолетов, вертолетов, космических кораблей и межконтинентальных ракет, сообщает РБК. По данным Росстата, в прошлом году выпуск такой продукции упал на 13,5% после уверенного роста на протяжении по меньшей мере четырех лет.

Из-за этого индекс высокотехнологичных обрабатывающих производств, отдельно рассчитываемый Росстатом, в прошлом году упал на 4,9% после двух лет роста.

Одной из причин стало то, что пик гособоронзаказа уже пройден, а переориентировать отрасль на выпуск гражданских самолетов так и не удалось. Ситуацию комментирует военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков:

Алексей Леонков военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» «Если мы говорим про авиационную отрасль, то там на моей памяти порядка трех стратегий было принято по развитию авиационной промышленности. Но все эти стратегии не привели к тому результату, который закладывался. Если мы отметаем военную составляющую, то с гражданской темой у нас достаточно все напряженно. Единственный самолет, который у нас более или менее изготавливается серийно, — это Superjet, мелкими партиями изготавливается самолет Ту-204, совсем мелкими партиями делаются самолеты «Ильюшина». То есть если мы посмотрим на гражданскую составляющую, то по сравнению с Советским Союзом это вообще, как говорится, небо и земля. То же самое происходит у нас с космонавтикой. Как выясняется, долгое время космонавтика представляла собой некий черный ящик, в который вливались достаточно большие деньги, а на выхлопе или на выходе мы получили совершенно иные результаты. Это падение вызвано именно тем, что в период, когда были некие заказы, которые двигались чисто в определенном режиме, они закончились, нужно новое. Переходить на новый технологический уровень, вкладывать некие деньги в отрасль, развивать новые направления».

Похожая ситуация и в других высокотехнологичных отраслях, отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников, и этому тоже есть объяснение.

Никита Масленников ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников «Общая экономическая ситуация настолько неуверенная, неустойчивая и нестабильная, что, естественно, все сдерживают инвестиции. А собственно высокотехнологичное оборудование — это как раз инвестиционный продукт. То есть вы покупаете — это физическая составляющая инвестиции. А если я не уверен в своем будущем, если я не знаю, пойдет, получится у меня этот самый инвестиционный проект, потому что мне непонятны правила игры. Мне обещали, что будет стабильная налоговая нагрузка — подняли НДС на 2%, обещали, что будут очень тщательно и взвешенно принимать решения по поводу неналоговых платежей, и тут же шесть вроде как собираются вносить в Налоговый кодекс. А для меня, естественно, как предпринимателя, как инвестора возникает проблема: ребята, а вот если это в Налоговом кодексе, то штрафы-то за неуплату, или за просрочку, или за что-нибудь такое, а это же уже уголовное преступление. Я чего-то не понимаю: с одной стороны, у меня один сигнал, с другой стороны — у меня другие сигналы. И эта общая неустойчивость регулятивной системы заставляет меня притормаживать с инвестициями. Подождем, пока прояснится, развиднеется. Ну а коли так, у меня, естественно, падает спрос на продукцию высокотехнологичных отраслей».

Несмотря на спад в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях, по итогам прошлого года промышленное производство в России выросло на 2,9%.

 

Источник ➝

Зеркало экономики

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Сегодня обсудим итоги первых четырех месяцев года. К сожалению, погрузка, как и следовало ожидать, сократилась. Падение составило 4,3%. А если говорить об апреле, то падение составило почти 6% по сравнению с апрелем 2019 года. Сказывается общая эпидемиологическая обстановка в России и в мире и, соответственно, ее влияние, как на российскую, так и на мировую экономику.

Основной вклад в снижение погрузки внес самый массовый груз железных дорог — каменный уголь, минус 10% за четыре месяца. Тут виноват не только коронавирус и падение мировой потребности в энергетике, но и аномально теплая зима, определившая снижение спроса на твердое топливо со стороны предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Нефтеналивные грузы упали на 4,7%. В то же время уголь и нефтепродукты показали хороший рост отправки в адрес наших портов. О погрузке угля и нефтепродуктов в такой последовательности рассказывает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Отгрузка через морские гавани находится в плюсовой зоне. За четыре месяца было отгружено более 50 млн тонн, плюс 1,2% к 2019 году. Еще один крупный игрок среди грузов — нефть и нефтепродукты. Отставание практически на 5%. Но опять же плюс отгрузки через морские гавани — 3,4%. То, что творится на рынке нефти сегодня, отражается на рынке перевозки и нефтепродуктов. Сделать прогноз сейчас довольно сложно, поэтому пока фиксируем ситуацию в красной зоне.

Упали почти на 9% перевозки черных металлов. И это тоже легко объясняется падением мирового спроса. Для примера достаточно посмотреть на производство автомобилей, которое в начале года рухнуло. А Европа только-только открывает свои автозаводы. Но есть и лидеры грузоперевозок по железным дорогам, которые оказались в плюсе. В частности — строительные и другие грузы.

Положительными выглядят перевозки зерна, сохраняются в зеленой зоне, произошел серьезный прирост. Хорошо растут сегодня строительные грузы. Здесь только в апреле было отгружено десять млн тонн. А всего с начала года — практически 40 млн тонн, прирост составляет больше 4%. При этом мы видим, что перевозки цемента отстают. В основном идет потребление строительных грузов в виде щебня и инертных материалов.

Строительные грузы заслуживают чуть больше внимания. Эта отрасль открылась в России раньше других, а перерыв в ее работе был относительно небольшим. И не будем забывать, что строительство — это ключевой драйвер развития экономики. Так что четырехпроцентный рост этих грузов дает надежду. Еще одна положительная тенденция — рост перевозок в контейнерах, а это, как мы не раз замечали, — самый современный способ доставки грузов.

Планируется перевозить в контейнерах черные металлы, цветную руду, серное сырье. Большой прирост виден в сегментах картофеля, овощей, фруктов, остальных продовольственных продуктов. Здесь Российские железные дороги предоставили определенные тарифные преференции. В целом, в контейнерах было перевезено с начала года 17 млн тонн, это на 15% больше, чем годом ранее. Хорошо в контейнеры грузятся химикаты, прирост составил практически 33%, и лесные грузы.

И еще одна важная деталь. Несмотря на общее падение, в плюсе оказались перевозки наших товаров на экспорт. Мы уже упоминали про рост поставок угля и нефтепродуктов в адрес наших портов. Если посмотреть на цифры погрузки в основных морских воротах страны, то они выглядят весьма обнадеживающими. Экспорт и дальше будет поддерживать объем наших грузоперевозок по железным дорогам, полагает эксперт.

Перевозки на экспорт остаются в зеленой зоне и неплохо себя чувствуют. Так, мы видим, что в адрес российских портов погружено практически 28 млн тонн, что на 10% больше, чем в 2019 году. На Северо-Запад было отгружено на 7,5% больше, на Азово-Черноморский бассейн — на 18%, на Дальний Восток — на 8,8%. Поэтому, несмотря на такую негативную тенденцию в плане снижения грузов и тех прогнозов, которые мы сегодня видим, ситуация на экспортных направлениях довольно стабильная. Я думаю, что она будет поддерживать качественную часть в плане объемов перевозок.

Вернемся к контейнерам. Стоит заострить внимание на еще одной цифре. Такие перевозки в апреле по маршруту Китай-Европа-Китай выросли в 1,7 раза по сравнению с данными за апрель прошлого года. Это свидетельствует о том, что Азия постепенно приходит в себя после пандемии. Также начинает открываться и Европа. Будем надеяться на восстановление промышленности и ждать увеличения объемов грузоперевозок. Вскоре придут данные за май, заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

 

Минздрав решил не включать в статистику COVID-19 зараженных без жалоб. Это противоречит рекомендациям ВОЗ?

Рекомендацию министерства здравоохранения кодировать бессимптомные случаи коронавируса особым образом можно назвать нестандартной

Минздрав решил не включать в статистику случаев COVID-19 заболевших, у кого нет жалоб. Министерство выпустило соответствующие рекомендации.

Россия сейчас на третьем месте в мире по количеству заболевших коронавирусом. С начала пандемии в стране зарегистрированы 370 680 случаев заболевания.

Решение Минздрава России кодировать бессимптомные случаи коронавируса особым образом можно назвать нестандартным.

Как указано в методических рекомендациях министерства, «в случае выявления вируса при отсутствии жалоб, объективной и дополнительной информации данное состояние следует расценивать как носительство вируса и кодировать рубрикой Z22.8». Согласно документу, такие случаи в статистику заболеваемости и смертности не включаются.

Такой подход прямо противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Как указано в документе, доступном на сайте ВОЗ, пациенты с положительным тестом на COVID-19, у которых нет симптомов заболевания, должны кодироваться рубрикой U07.1 — так же как и другие подтвержденные носители вируса. Рубрика же Z22.8, которую предлагает использовать Минздрав, в актуальной версии Международной классификации болезней называется «Носитель других инфекционных заболеваний» и не рекомендована к использованию в условиях пандемии.

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх