На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Business FM

65 806 подписчиков

Свежие комментарии

  • ASIK
    ОПЯТЬ ПОДОРОЖАНИЕЛюбые интернет-за...
  • Виктор Луговой
    Пороть имеет смысел, покуда помещается поперёк лавки...Российские школьн...
  • Олег Самойлов
    Идиотов переделать невозможно. Что родители до ТРЁХ лет заложили, то и останется уже на всю жизнь...Российские школьн...

Сотни миллиардов за автобусы в Москве?

Мэр Сергей Собянин объявил, что всего за три года все московские автобусы переведут на электрическую тягу. Business FM попыталась хотя бы приблизительно выяснить, в какую сумму может обойтись эта программа, и как новая система будет функционировать

Обновлено 13:36

Главный и единственный аргумент, который приводит столичный градоначальник в пользу электробусов, — это то, что они значительно улучшат экологическую обстановку в городе. Однако столь уж велик будет этот эффект? В Москве не более 10 тысяч автобусов и несколько миллионов автомобилей. К тому же известно, что главный источник загрязнения не сам транспорт, а пробки, в которых и происходит значительная часть выбросов. Тем не менее из принципиальных соображений экологи могут такую инициативу только поддерживать, говорит директор по программам «Greenpeace Россия» Иван Блоков.

Иван Блоков директор по программам «Greenpeace Россия» «Если это будет только общественный транспорт, то загрязнение уменьшится относительно не намного. Но если будет развиваться общественный транспорт на электрической тяге, то появятся электрические заправки, и это будет хорошим стимулом для развития частного, который очень активно развивается во многих странах мира, поэтому это первый шаг, и он может привести к очень хорошим результатам».

Ни один мегаполис мира до сих пор не объявлял столь амбициозного проекта — перевода всего автобусного парка на электрическую тягу. Тем, что первой может стать Москва, можно только гордиться. Однако есть одно серьезное «но» — московские морозы, при которых самые распространенные модели аккумуляторов быстро теряют емкость. Кроме того, требуется отопление салона, которое будет отъедать значительно больше электричества, чем сама поездка. Единственный вариант — использование так называемых литий-титанатных аккумуляторов (nLTO). Они не боятся мороза, и их можно подзаряжать буквально за десяток минут, например, на конечных остановках. Но и у них есть свой недостаток — цена, которая в несколько раз выше, чем у литий-ионных. Грандиозность объявленного проекта не сочетается с его явной непросчитанностью, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Если вчера принимаются решения о закупке автобусов на семь лет вперед, а сегодня звучат заявления о том, что в течение трех лет автопарк Мосгортранса будет переведен на электробусы, то зачем тогда брали в стратегическую перспективу автобусы? Обычные автобусы — «Евро 5», низкопольные ЛИАЗ — будут стоить около 10 млн рублей. Говорить о ценообразовании на электробусы невозможно, потому что на рынке их не существует. Сколько нужно миллиардов вложить в создание инфраструктуры для того, чтобы заряжать и эксплуатировать эти электробусы, также вопрос открытый».

Следует оговориться: электробусы на рынке существуют. Но их нет пока в количествах, которые нужны Москве. Предположим, избавиться от существующего автобусного парка Москве удастся, постепенно продав его в регионы за половину или, скорее, треть цены. В результате выручить получится порядка 30 млрд. А вот новые электробусы — при условии использования литий-титанатных аккуммуляторов, запросто могут обойтись миллионов по 30-40 за штуку. То есть только парк, не говоря уже об инфраструктуре, будет стоить несколько сотен миллиардов, если не больше. Ценообразование объясняет генеральный директор Научно-исследовательского центра электротехнического оборудования и материалов Владимир Быков:

Владимир Быков генеральный директор Научно-исследовательского центра электротехнического оборудования и материалов «Автобусы на аккумуляторах будут раза в три дороже обычных. В Китае стоимость такого автобуса составляет порядка 300 тысяч долларов. Это автобусы, которые работают на литий-железофосфатных элементах, а литий-титанат стоит дороже. Стоимость энергоустановки примерно 60-70% от стоимости автобуса, то есть, если электроавтобус рассматривать, и он будет стоит до 15-20 млн рублей в самой простой комплектации, соответственно, аккумуляторные батареи будут стоить порядка 10 млн рублей, а титанатные — еще дороже».

Судя по консорциуму, который был недавно создан московским правительством, конфигурация, скорее всего, будет следующей. Производить оболочку электробусов будет Sollers, начинку, по существующей у него технологии, «КамАЗ». А вот батареи придется закупать у сторонних поставщиков. Если литий-титанатные, то у японской Toshiba или американской Altairnano (так как только у них есть соответствующая технология). Если литий-ионные — то их поставкой может заняться портфельная компания «Роснано» — «Лиотех». Это позволит вытащить ее из перманентного предбанкротного состояния. Правда, аккумуляторы «Лиотеха», как говорят специалисты, не дотягивают до уровня используемых, скажем, в Tesla. И большой вопрос — будет ли тепло в салоне, да и вообще, сможет ходить наземный общественный транспорт в те дни, когда температура воздуха в Москве будет падать значительно ниже нуля?

 

Картина дня

наверх